1.1. Если вы оказались на берегу водоема и вам нужно перейти по льду
Необходимо знать:
- переходить водоем по льду только при хорошей видимости;
- если температура воздуха выше 0 градусов держится более 3 дней, то прочность льда снижается на 25%;
- лед можно считать прочным для человека, если его толщина не менее 12-15 сантиметров;
- наиболее прочный лед голубого цвета, прочность льда белого цвета в 2 раза меньше, а самый ненадежный лед серого, матово-белого цвета или с желтоватым оттенком;
- слабым и тонким лед обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, или вблизи кустов, деревьев и камыша;
- непрочен лед около стоков вод (например, завода или фабрики), а также в местах, где в реку впадают ручьи, где быстрое течение или бьют ключи;
- следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами. Лед под снегом всегда тоньше;
- очень осторожно надо спускаться с берега. Лед не всегда плотно соединяется с сушей. В нем могут быть трещины, а под ним – воздух. Особенно опасен лед во время оттепели;
- прежде чем ступить на лед, посмотрите, нет ли уже проложенной тропы или свежих следов. Если есть, лучше двигаться по ним, так как эта дорога проверена;
- если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избегать мест, где может быть слабый лед;
- не проверяй прочность льда ударом ноги – можно сразу провалиться. Лучше взять с собой крепкую палку, чтобы с ее помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лед появится вода, нужно сразу же идти назад. Причем, сначала старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда;
- никогда не ходи по льду в одиночку;
- при передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее 5 метров;
- (если вы на лыжах) крепление лыж отстегнуть чтобы, в случае чего, быстро сбросить их;
- если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо (не займет много места в рюкзаке и веревка длиной около 20 метров).
1.2. В случае пролома льда под ногами:
- широко раскиньте руки, удерживаясь ими на поверхности льда;
- ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания;
- выбираться на лед надо в ту сторону, откуда вы шли;
- не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда. На лед надо наползать, широко раскинув руки, чтобы увеличить площадь опоры;
- высуньтесь, грудью обопритесь на край полыньи и забросьте на лед одну ногу;
- перевернитесь на спину и осторожно отползите от воды;
- выбравшись из полыньи, ни в коем случае нельзя сразу вставать. Нужно сначала откатиться и ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где прочность льда уже проверена;
- лишь ступив на берег, надо бежать, пока не окажетесь в тепле.
1.3. Если на ваших глазах человек провалился под лед:
- сразу крикните ему, что идете на помощь;
- возьмите палку, ремень, веревку, крепко связанные шарфы (что окажется под рукой) и ползком двигайтесь к полынье;
- если близко нет каких-либо приспособлений, то несколько человек ложатся на лед и цепочкой, удерживая друг друга за ноги, продвигаясь к пострадавшему, помогают ему выбраться из пролома на лед;
- приближаться к полынье нужно крайне осторожно. Если есть возможность, подложите под себя лыжи или доску и ползите на них;
- подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя, лед может выдержать человека на расстоянии 3-4 метра от края полыньи. Поэтому постарайтесь протянуть пострадавшему палку, ремень, веревку, крепко связанные шарфы;
- человек должен крепко ухватиться за брошенный ему предмет;
- отползите подальше от полыньи, вытаскивая пострадавшего;
- действовать надо решительно и быстро, так как в ледяной воде человек быстро коченеет, а замерзшая одежда тянет его вниз;
- вытащив пострадавшего на лед, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до теплого места, чтобы растереть, напоить горячим чаем и переодеть в сухое белье.
Осторожно, ледостав!!! Памятка.
Ледостав – это время, когда пруды, реки, озера покрываются льдом, притягательным для детей и взрослых.
Но кроме радости, новизны ощущений период ледостава несёт с собой и опасность.
Нужно хорошо знать и помнить:
1. С появлением первого льда на водоемах нельзя переходить пешком с одного берега на другой, кататься на коньках, лыжах, спускаться с берега на санках.
2. Ранний лед становится прочным только после того, как установятся непрерывные морозные дни, при толщине льда не менее 12 - 15 сантиметров.
3. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий следует выбирать маршрут вдали водоемов.
Уважаемые родители!
Усильте контроль за поведением и занятиями детей во время каникул, в выходные дни! Исключите их нахождение и игры вблизи водоемов и выход на неокрепший лед прудов, озер, затонов.
Как стать идеальным родителем подростка |
Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти — не маски (главное — ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности. Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это — абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ ваши действия, стратегии, статус. Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?». Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает вас последовать за ним. Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы вы будете в своём желании опробовать НОвыЕ способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее вы начнёте говорить с ним на одном языке. Главное, сделать так, чтобы подросток не переставал удивляться вашей изобрета-тельности. Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним изменения как физические, так и духовные, ваш подросток воспринимает очень трагично. Если вы сами тоже начинаете застревать на анализе и разборе детских проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома становится похожей на непрерывное производственное совещание. Для того, чтобы лучше увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте посмотреть на неё с изрядной долей юмора. «Большое видится на расстоянии», желательно с более лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями подростка, гораздо эффективнее иронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет немножко разрядить обстановку. Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к Вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки». Поверьте, что далеко не всё, что вы прочли, относится именно к вашему ребёнку. Попробуйте, как бы, примерить прочитанное на него, и вы увидите, что «костюмчик» не всегда приходится впору. Далеко не все «ужастики», которые случаются с подростками, обязательно должно произойти с вашим ребёнком. Вспомните о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в вашей семье. Проанализируйте, что из этого багажа стало общим для вас и вашего ребёнка, а где проходит очевидный водораздел. Это будет сопоставление и сравнение двух точек зрения на извечный ценностный вопрос: «Что такое хорошо, и что такое плохо?». Морально-нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в период всего детства. И если, какие-то, очень значимые для вас ценностные ориентиры, оказались для ребёнка в списке чужих, не хватайтесь за голову и не «пилите». Подумайте, не как рассказать и продекларировать, а как показать и убедить в преимуществах того или иного качества или свойства. Проанализируйте, что бы могли вы позаимствовать у ребёнка, чему могли бы поучиться. Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям. Подросток — не глина, да и вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него - совсем другое «идеальное Я». ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей. Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это — очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка. Подростковый период — это настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его целиком. Дайте возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну, возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние детского жизненного опыта (прошлого), бурных изменений (настоящего), и самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий — это результат, объединяющий в себе все компоненты. Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное: «не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов». Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения. Понятия добро/зло, неудачник/победитель, правда/ложь, воля/безволие, свобода/зависимость и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда с ними уже легче справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных проблем они переходят в ранг универсальных. Позиция «все через это проходят» гораздо меньше уязвима и более защищена, чем позиция «я такой непоследовательный». Самопознание — прерогатива любого думающего и чувствующего человека, независимо от того, каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и эмоции, впервые возникшие — это только отправная точка, точка отсчёта на этом долгом, сложном, но таком захватывающем пути.
КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ? Прежде всего, мы хотим вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать в слух свои подозрения подростку. Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел в школе, в институте и т. д. Причем, врет он как-то лениво. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим». Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату. Еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если вы твердо уверены, что у вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.
ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ «ЛОМОК»? Очень часто бывает так, что впервые родители начинают понимать, что их ребенок принимает наркотики только тогда, когда у сына или дочери, на их глазах разворачивается наркотический абстинентный синдром — ломки. Нужно прекратить внутреннюю панику. Слезами горю не поможешь. Да, в вашей семье возникла проблема. Эта проблема очень трудна, но разрешима. Вспомните! Наркоманы во время ломок не умирают! Они умирают от той гадости, которую вводят в свой организм. Наступление «ломок» означает, что этой химической гадости в организме в данный момент практически не осталось. Померьте подростку давление. Абстинентный синдром может быть опасен, только если у молодого человека очень низкое давление. Опасно если верхняя цифра артериального давления ниже 90 (если ваш ребенок не страдает гипотонией, то «ломки» становятся опасными при давлении ниже 90/60 миллиметров ртутного столба). Если давление ниже этих цифр, Вам нужно обратиться к врачу немедленно. вы можете дать подростку 2-3 таблетки любого анальгетика, который есть у вас в доме. Подойдут баралгин, спазмалгон, аспирин и т. д. вы можете один раз рискнуть и дать своему ребенку 2 таблетки любого успокоительного, который найдете у себя в аптечке или в аптечке своих соседей и близких. Только не забудьте посмотреть, какое успокоительное вы даете. А на следующий день во время визита к врачу скажите ему, какие таблетки вы дали. Ни в коем случае не давайте больше двух таблеток. Единственное, чего вы ни в коем случае не можете давать — это спиртных напитков и успокоительных препаратов на основе спирта (нельзя пользоваться валокордином, корвалолом и т. д.). Если все происходит вечером, помните, что ваша семья в состоянии спокойно пережить эту ночь. Не надо пытаться в ночи принимать ответственное решение о немедленном начале лечения, лучше спокойно обратиться в клинику в начале следующего дня.
СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Призывая ребенка взрослеть, вы же сами становитесь главным тормозом на этом пути. Ниже мы попробуем проанализировать причины подобных родительских стереотипов. Дело в том, что ваш ребенок взрослеет. Ведь вы радуетесь его растущей способности анализировать и сравнивать другие, менее значимые для вас факты. Ставя под сомнение ваш авторитет, ребенок как бы дает Вам право на ошибку. Радостно примите эти новые правила игры, и Вам сразу станет легче. Подумайте, как приятно сойти с пьедестала и стать просто обычным человеком. К сожалению, затяжная борьба за свой «былой авторитет» ни к чему хорошему не приведет. Ведь вы уже знаете, как значимо для него мнение кумиров и референтных групп. В этом возрасте родители очень редко попадают в число кумиров, сказывается разница поколений. В лучшем случае, ваша семья попадает в разряд референтных групп. В худшем же и этого не происходит. Реагируйте на это спокойно и попробуйте предпринять попытку привлечения внимания вашего ребенка к тем семейным и вашим личным качествам, которые в данный момент являются для него значимыми. Но если вы вспомните главные причины ссор, то вы с удивлением заметите, что основными поводами для конфликтов являются какие-нибудь мелочи, чаще всего повседневно-бытовые дела. Во-первых, в спокойном тактичном разговоре объясните ребенку, что помимо прав, взрослость накладывает определенные обязательства на человека, и он сам, как и все взрослые люди, по правилам взрослой игры, теперь должен их выполнять. Во-вторых, Вам самим необходимо осознать, что семейные конфликты по мелочам служат для вашего ребенка как бы «полигоном» для испытания новых, непривычных, взрослых стратегий поведения, которые он еще только начинает осваивать в семейных, безопасных условиях. Безопасность семейного контекста заключается в том, что он совершенно точно знает, что вы его любите и простите ему гораздо больше, чем посторонние люди. Попробуйте перевести конфликт в рамки деловых переговоров, где вы даете ему возможность почувствовать себя не ребенком, на которого смотрят свысока и не принимают всерьез, а полноправным взрослым членом семьи, с мнением которого нельзя не считаться. вы увидите, что количество возникающих конфликтов резко пойдет на убыль. вы, как и все родители, дети которых так «неожиданно» повзрослели, переживаете так называемый «кризис среднего возраста». Бессознательно, вы противодействуете повышению самостоятельности и взрослению собственного ребенка. Ведь он уходит во взрослую жизнь и неизбежно отдаляется от семьи. В американских семьях детей в это время принято обеспечивать собственным жильем и отселять от родителей. Поскольку у нас в стране такой практики не существует, в силу как материальных проблем, так и культурных традиций и норм, то вы вынуждены жить вместе, приспосабливаясь друг к другу. Что же означает этот возраст для вас? 1. Уход, пусть даже только психологический, ребенка из семьи ставит перед Вами новые личностные проблемы. До этого вся ваша жизнь как бы крутилась вокруг него. Теперь вы страдаете от того, что он отдаляется, и вы становитесь ему не нужны. Он существует в своем мире, со своими друзьями и идеями. А вы остаетесь одни. ваша попытка противодействовать его взрослению — это своеобразно проявляющийся страх одиночества. Главное, вы должны понять, что вы пытаетесь решить собственные проблемы за счет своего ребенка, а это недопустимо. Ведь вы уже знаете основные психологические особенности развития вашего ребенка в подростковом и юношеском возрасте, понимаете, что ему хватает своих нелегких проблем. Поберегите его! Решайте свои проблемы сами!
Каковы психологические особенности подросткового возраста? Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением статуса школьника. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства челове-ческих взаимоотношений. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности; Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе п |